С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Рейка рулевая с электроусилителем


Диагностика и ремонт рейки с электроусилителем в условиях СТО

Каждый владелец автомобиля, рулевая рейка которого оснащена электроусилителем, рано или поздно сталкивается с возникновением неисправности этого элемента. Итак, прежде чем приступить к обсуждению главного вопроса, поясним, что такое рулевой механизм и как он работает. Рулевая рейка (далее по тексту РР), еще ее называют – редуктор, является одним из важных узлов автомобиля, функционал которого заключается в передаче усилий водителя поворотным рычагам. Каким образом это происходит: водитель воздействует на рулевую колонку, затем импульс посредством рейки с электроусилителем передаётся непосредственно на цапфы поворотных рычагов. Исходя из этого, можно понять, какую роль играет редуктор в конструкции автомобиля, и любая его неисправность может нести угрозу жизни, а также здоровью водителя и пассажиров. В связи с этим, необходимо внимательно следить за техническим состоянием рулевого устройства своего авто.

Ремонт рейки с электроусилителем: как распознать неисправность?

Большинство специалистов уверенны, что если неисправность рейки обнаружить на начальном этапе возникновения, то решить эту проблему и сделать частичный ремонт эл рулевой рейки можно будет за считанные минуты. Но здесь возникает вопрос: как определить поломку рейки, если этот элемент находится внутри кузова?

Всё очень просто – нужно научиться слушать свой автомобиль, а также обращать внимание на следующие признаки:

  1. Возникающий стук в подкапотном пространстве при резкой манере вождения.
  2. «Виляние» рулевого колеса, возникающее из-за продольного люфта.
  3. Для поворота руля требуется больше усилий, чем раньше, плюс ко всему, любые манипуляции с «баранкой» сопровождаются писком.
  4. При поворотах руль часто заедает и он с трудом возвращается в изначальное положение (данный симптом свидетельствует уже об очень запущенной проблеме).

Если вы обнаружили хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не откладывайте визит на СТО. Ни в коем случае, не беритесь за самостоятельный ремонт рейки с электроусилителем, потому что, требуются знания, опыт работы и определенные навыки, а также специализированное оборудование, редкий инструментарий и многое другое.

Ремонт электрической рулевой рейки и причины её неисправности

На самом деле причин не так уж и много, и их действие вообще можно свести на нет, если проводить своевременную диагностику редуктора, и обеспечивать ему правильный уход. Но как показывает практика, не все уделяют этому должное внимание и поэтому всё же приходится делать ремонт электрической рулевой рейки. Перечислим причины возникновения поломок:

  1. Износ рулевой рейки и электроусилителя – единственная причина, появление которой можно лишь отсрочить, но никак не предотвратить.
  2. Механические повреждения вследствие серьёзных аварий, особенно в тех случаях, когда основной удар пришёлся на передние колёса.
  3. Неправильный стиль вождения, который приводит к постоянным перегрузкам редуктора. Сюда же можно отнести некачественное дорожное покрытие.

Диагностика и ремонт электро рулевой рейки

Многие автовладельцы уверенны, что диагностика – это напрасная трата денег, считают, что лучше сразу же приступать к ремонту. Но здесь можно провести аналогию с хирургом и пациентом, ведь прежде, чем оперировать больного, врач ставит ему диагноз и определяет причину болезни. Поэтому, диагностика, это один из самых важных аспектов в ремонте редуктора. Она осуществляется в три этапа:

  1. Первичный осмотр – мастер подтверждает или опровергает причастность неисправностей ходовой части.
  2. Диагностика демонтированной рейки – даёт возможность более точно изучить состояние редуктора. Агрегат снимается с автомобиля и аккуратно фиксируется в тисках. После этого, мастер еще раз проверяет люфт опорной втулки, а также выработку червячной пары. В особо запущенных случаях специалист изучает редуктор на предмет ржавчины. Уже на данном этапе, автомастер может точно решить стоит ли вообще производить ремонт электро рулевой рейки, или лучше сразу же установить новую рейку.
  3. Дефектовка рейки – проводится полный разбор редуктора на комплектующие, после чего каждый элемент внимательно очищается. После этого, специалист проверят работоспособность каждого из них и неисправные компоненты заменяются новыми.

Все эти действия должны проводиться в строгой последовательности. После завершения диагностики, у мастера складывается полная картина происходящего и он начинает составлять план проведения ремонта.

Ремонт рулевых реек с электроусилителем

При проведении реставрации редуктора с электоусилителем, мастер полностью разбирает агрегат, после чего промывает все элементы, а уплотнительные кольца и подшипники заменяет новыми. Затем, каждый компонент проверяется на соответствие техтребованиям. В случае необходимости со штока удаляется ржавчина.

Ремонт рейки с ЭУР проводиться в такой последовательности:

  1. Повторная диагностика редуктора.
  2. Полная разборка, с последующей дефектовкой всех компонентов.
  3. Ремонт штока.
  4. Замена уплотнителей и втулок.
  5. Ремонт механизма червячной пары.
  6. Ремонт корпуса редуктора.
  7. Сборка агрегата.
  8. Завершительная диагностика элемента.

Обычно, ремонт рулевых реек с электроусилителем занимает приблизительно 6 часов, но здесь всё напрямую зависит от опытности мастера и степени сложности возникшей проблемы.

Важно помнить, что в некоторых случаях можно сразу же установить подержанную рейку, сэкономив при этом время и деньги, но идти на это нужно только тогда, когда вы полностью доверяете автомастеру, и знаете, что он Вас не подведет.

Особенности рулевой рейки с электроусилителем руля

Рулевые рейки с электроусилителем руля отличаются по способу передачи усилия на рулевой механизм. Есть несколько распространенных механизмов:

  • червячная передача;
  • шестерня-рейка;
  • винт-шариковая передача.

Червячная передача работает по тому же принципу, что и на гидравлическом усилителе. Отличия могут заключаться лишь в расположении электромотора и, соответственно, точке приложения дополнительного усилия.

Механизм типа шестерня-рейка сейчас используется реже. Ось шестерни закреплена неподвижно. Сама шестерня входит в зацепление с зубчатой рейкой, которая может перемещаться вдоль своей оси. При вращении шестерни, которая связана с рулевой колонкой или мотором ЭУР (на двухвальном типе рейки) вал перемещается и через тяги воздействует на управляемые колеса.

Винт-шариковая передача представляет собой некоторое подобие резьбового соединения, где рейка выполняет роль болта, а вращающаяся гайка передает усилие от рулевой колонки или мотора ЭУР. В пазах резьбы уложены шарики. Передача энергии осуществляется через тела качения. За счет этого достигается минимальное сопротивление при работе этого механизма, что повышает КПД передачи и делает ее более устойчивой к износу.

На всех конструкциях рулевых реек с электроусилителем есть датчик момента. При воздействии на руль он посылает сигнал в ЭБУ. На основании этого сигнала рассчитывается необходимый момент, который должен создать электродвигатель. Более совершенные конструкции реек с электроусилителем считывают информацию с датчика скорости, угла наклона автомобиля и датчика ABS.

Ремкомплект для ремонта или замены рулевой рейки Лада Калина

Исправно работающий рулевой механизм является одним из главных условий обеспечения безопасности движения любого автомобиля. Если владелец Лада Калина обнаруживает подозрительные признаки выхода из строя каких-либо составных компонентов данного узла, то ему необходимо срочно принять действенные меры по поиску и устранению появившейся неисправности. Основным характерным симптомом неполадок является стук. Он отчетливо слышен при проезде неровностей или при вращении рулевого колеса в движении. Когда владельцем определено, что рулевой рейке требуется ремонт рулевой рейки, то у него два пути: направиться на станцию к мастерам или отважиться на самостоятельный ремонт рулевой рейки. Своими руками можно выполнить замену, конечно, это не просто и хлопотно, но, тем не менее под силу. Тем более, если у вас имеется под рукой ремкомплект.

Конструктивные особенности

В структуру рулевого узла Лада Калина входят:

  • усилитель с электроприводом;
  • колонка руля, способная регулироваться по вылету и наклону;
  • рейка рулевая с электроусилителем с механизмом изменения передаточного числа;
  • тяги с наконечниками, а также рычаги поворотного типа.

В картере механизма присутствует узел с механическим зацеплением, где основным действующим элементом является косозубая шестерня, у которой шаг зубьев меняется в зависимости от длины рейки.

Рисунок отображает конструкцию реечного узла Лада Калина.

Прижим в паре «рейка-шестерня» осуществляется посредством пружины, а присутствующий пластиковый вкладыш призван снизить усилие трения. Уровень сжатия пружинного элемента регулируется с помощью гайки. Величина заводского зазора между рулевым валом и рейкой составляет 0,1 мм в модели LADA Kalina.

Если внутри узла появляется стук, то его можно устранить путем регулировки зазора своими руками. Рулевой вал центрируется с помощью двух подшипников, один и которых расположен в кронштейне колонки, а второй – внутри корпуса электрического усилителя. Кронштейн входит в соединение как с узлом крепления педалей, а вернее с его передней частью, так и с кузовом. Конструктивно кронштейн совместно с трубой образует шарнирное соединение из пары пластин. Данный узел обеспечивает изменение положения руля, где ширина диапазона перемещения ограничена посредством прорезей в обозначенных пластинах.

Конкретное положение трубы фиксируется рычагом, который соединен со специальной втулкой, выполняющей регулировочную миссию. Она накручена на стяжной болт, располагающийся как раз в прорезях пластин. Во время поворота рычага происходит синхронное вращение втулки. В этот момент фиксация пластины ослабевает, а руль начинает поддаваться изменению своего положения. Пружины, находящиеся посреди кронштейна и пластин, вовремя послабления крепления подтягивают трубу в направлении вверх.

Повторимся, рулевой узел Лада Калина обладает двумя тягами и поворотными рычагами. В конструкцию тяги входят два наконечника, один из которых является внешним, а второй — внутренним. Процесс регулирования длины тяги выполняется посредством вращения присутствующей здесь же резьбовой втулки. Завершив регулировочную манипуляцию, положение наконечников следует зафиксировать специально предназначенными болтами. Внешний наконечник тяги посредством шарового шарнира соединен с кронштейном поворотного рычага.

Усилитель рулевого механизма, функционирующий на электрическом приводе, меняет свою степень усиления в зависимости от скоростного режима движения. На остановленном автомобиле усилитель выдает максимальный вращающий момент, и руль крутится весьма легко. С набором скорости усилие на руле Лада Калина возрастает, чему способствует снижение момента, вырабатываемого данным узлом. В основе механизма заложен электродвигатель, которые передает вращение посредством редуктора, «спрятанного» под кожухом колонки. Управление усилителем осуществляется с помощью электронного блока, который снабжается импульсами от датчиков скорости, распознает величину усилия при вращении вала рулевой колонки, а также считывает количество оборотов моторного вала. Приборная панель располагает специальным индикатором, позволяющим контролировать работу усилителя.

Причины стуков и демонтаж рейки

Наиболее распространенной причиной стука является повышенный износ шарового соединения наконечника. Данная неисправность требует скорейшей замены указанного элемента, поскольку дальнейшее движение может стать небезопасным, и все можно выполнить своими руками, используя специальный ремкомплект.

Присутствие неисправностей в рассматриваемом здесь механизме, кроме стуков, может также отзываться отдачей в рулевом колесе, что ощутимо для водителя.

Дворники на Гранту

Что лучше Калина или Калина Гранта

Акустическая полка Гранта седан

Также возможны «закусывания» руля LADA Kalina в крайних позициях. Здесь регулировочные и ремонт рулевой рейки наделены крайней необходимостью. Если после указанных мер ожидаемый результат не наблюдается, то единственным путем будет замена рулевой рейки в сборе. Довольно распространенной причиной стука является банальное ослабление болтового крепежа на картере узла.

Конструктивные решения, присутствующие в рейке, не позволяют осуществить регулировку и подтяжку пружины без демонтажа механизма. Но замена возможна своими руками, используя ремкомплект.

Для снятия рейки потребуется выполнить такую последовательность действий.

  1. Поднимаем передок автомобиля LADA Kalina, используя доступные специализированные средства.
  2. Действуем в салоне LADA Kalina и выкручиваем болт, которым рулевая колонка удерживается в отрегулированном положении.
  3. Снимаем оба передних колеса.
  4. Откручиваем гайки поворотных рычагов и вынимаем наконечники.
  5. Под капотом потребуется извлечь АКБ в паре с площадкой.
  6. Вынимаем теплоотражатель.
  7. Откручиваем крепежные элементы, которыми рейка рулевая с электроусилителем удерживается на кузове. Теперь узел спокойно извлекаем наружу.

Для разборки механизма потребуется обзавестись следующим инструментальным набором.

  1. Специальным ключом, позволяющим регулировать рейки конструкции «ВАЗ».
  2. Индикатором часового вида, с помощью которого будет отрегулирована величина зазора.
  3. Плоскогубцами, отвертками и ключевыми наборами.
  4. Молотком, киянкой и съемником для наконечников рулевых тяг.
  5. Зубилом, штангенциркулем и малярной кистью.

Как отрегулировать пружину и настроить усилитель?

Рейка

Пружина требует регулировки в связи с ее естественной склонностью растягиваться с течением времени. Подтяжку следует производить после отсоединения вала рулевого узла. Действие не предполагает необходимости снятия всего механизма с автомобиля.

Ремонт рулевой рейки заключается в правильной установке величины зазора, наблюдаемого между шестеренкой вала и непосредственно рейкой.

  1. Для этого реечный узел потребуется выставить в центральное положение и зафиксировать от самопроизвольных смещений.
  2. Извлекаем резиновую заглушку.
  3. Внутрь открывшегося отверстия заводим щуп индикатора и добиваемся его соприкосновения с упором (вплотную).
  4. Совершаем повороты вала-шестерни, с помощью которого происходит выталкивание упора. Замеряем индикатором длину его перемещения, которая должна находиться в пределах 0,05 мм.

Наблюдая превышение измеренной величины сверх обозначенного предела, прибегаем к устранению с помощью вращения регулирующей гайки. После выполнения процедуры проверяем, легко ли вращается рейка рулевая с электроусилителем в картере путем вращения руля до упора в обе стороны.

Заметим, что вращать регулировочную гайку следует специальным ключом. Не стремитесь затягивать эту гайку с большим усилием, ведь это может вызвать затруднение вращения руля, особенно в крайних положениях. Регулировку целесообразно производить поэтапно. Сначала выполняем поворот ключа на 20-25 градусов и проверяем узел на предмет отсутствия стука во время хода рейки. Если стук не исчез, то добавляем угол вращения примерно на 10-15 градусов и снова прибегаем к контролю. Бывает, что подтяжка не приводит к ожидаемому результату. Это намекает на ремонт, а возможно потребуется только замена рулевой рейки.

Электрический усилитель

Регулировкой данного узла в Лада Калина лучше заняться после того, как демонтирована рейка рулевая с электроусилителем. Однако существует способ, позволяющий осуществить это действие, не прибегая к снятию указанного механизма.

  1. Устанавливаем автомобиль над ямой для обеспечения доступа к крепежу лобовой части усилителя.
  2. Производим подтяжку зажимной гайки. Если это делаем снизу, то вращаем по ходу стрелки часом, а если действуем сверху, то, естественно, наоборот.
  3. В профилактических целях проверяем целостность сальника. Заметим, что сильный и частый выворот руля приводит к преждевременному износу этого уплотняющего элемента.

Как разобрать и отремонтировать рейку при заклинивании?

Ремонтная процедура, как и замена рулевой рейки, начинается с разборки узла. Для выполнения комплекса действий приобретаем ремкомплект.

  1. Для разборки рейки откручиваем регулирующую гайку, а затем извлекаем упорную втулку. Если в данный момент испытываем затруднения, то пользуемся киянкой, которой наносим несильные удары по реечному корпусу.
  2. Демонтируем боковые заглушки вместе с пыльником. Предварительно срезаем пластиковый крепеж.
  3. Пыльник обязательно заменяем новым изделием.
  4. Также посредством киянки производим выемку вала из корпуса рейки.
  5. Внутри освободившегося картера обнаруживаем пластиковую втулку, которую извлекаем, вооружившись отверткой. Этот компонент также заменяем на новый аналог (присутствует в ремонтном комплекте).
  6. Очищаем внутреннюю полость картера рейки от старой смазки. Вымываем и просушиваем.
  7. Накладываем новую смазку. С особой тщательностью смазываем зубчатую пару.
  8. Выполняем осмотр всех других компонентов реечного механизма и при возникновении подозрения на износ меняем их. Демонтаж руля в Лада Калина происходит так.

1. Отсоединяем АКБ.

2. Отключаем подушки безопасности. Ослабляем фиксаторы и сдвигаем их в бок.

3. Отсоединяем двухпроводной разъем клаксона.

4. Переходим к валу руля и на участке, где присутствует стрелка, намечаем расположение (до момента снятия).

5. Гайку рулевого колеса ослабляем, но полностью не выкручиваем.

6. Беремся за руль и раскачивающими движениями в стороны подвигаем его вплотную к указанной гайке.

7. Теперь выравниваем колеса и располагаем руль строго в прямом положении.

8. Вынимаем штифт, после чего вставляем его в блок переключателей, расположенный непосредственно под рулем. В этот момент обод руля должен быть четко зафиксирован.

9. После извлечения проводов приступаем к съему самого рулевого колеса.

10. Проверяем целостность всех элементов.

11. Сборка осуществляется по обратному алгоритму.

Профессиональный ремонт рейки с электроусилителем в автосервисе

Электрические усилители руля сегодня постепенно вытесняют ГУРы. Особенно отчетливо эта тенденция просматривается в классе легковых автомобилей. Соответственно, возрастает спрос на обслуживание и ремонт электроусилителей. Наша сеть автосервисов готова предложить свои услуги по ремонту электрических усилителей руля любых отечественных и зарубежных автомобилей.

Рейки с электроусилителем и их частые неисправности

Первые рейки с электрическим усилителем руля оказались не самым удачным проектом. Частые выходы из строя и в целом малый срок службы создали первое негативное впечатление об этих устройствах.

Но прогресс не стоит на месте. Современные ЭУРы по своей надежности не уступают гидравлическим моделям усилителей руля, а в некоторых случаях и существенно опережают их по отдельно взятым параметрам.

Важно! Не стоит путать ЭУР с ЭГУРом. В электронном усилителе руля момент, создаваемый электродвигателем, воздействует непосредственно на рулевой механизм. В электронном гидравлическом усилителе руля реализована классическая схема работы обычного ГУРа. Разница заключается в том, что энергию гидравлический насос берет не от коленчатого вала, а от собственного электродвигателя.

Рассмотрим наиболее распространенные типы рулевых реек с электроусилителями:

  1. Рейка с установленным на рулевой колонке ЭУРом. Распространенный тип среди бюджетных моделей. Устанавливается под приборной панелью. В общем случае представляет собой электродвигатель, воздействующий через зубчатую передачу на рулевой вал. Момент включения, направление и величину подачи усилия контролирует электронный блок управления. Входные данные для установки рабочих параметров поступают от датчика крутящего момента. На некоторых моделях учитывается скорость движения, информация с датчиков ABS и угла наклона автомобиля, а также другая информация, позволяющая создавать оптимальное усилие.
  2. Двухвальная рейка с ЭУР. Электроусилитель руля здесь крепится непосредственно к рейке. Электродвигатель имеет шестерню, которая входит в зацепление с валом рейки. В зависимости от вектора прилагаемого водителем усилия электродвигатель помогает продвинуть вал в том же направлении.
  3. Рейка, работающая по принципу винт-шариковой передачи. Здесь специальный механизм прогоняет шарики через пазы на винтовой рейке, тем самым создавая поступательное движущее усилие. Одна из самых перспективных конструкций.

Все конструкции ЭУРов в целом работают одинаково. Меняется лишь место расположения электродвигателя, алгоритмы работы блока управления и способ передачи усилия. Рассмотрим частые неисправности электроусилителей и их причины:

  1. Выработка в кинематической паре, через которую передается усилие. Эта неисправность может появиться при обеднении смазки или попадании внутрь ЭУРа абразивов.
  2. Некорректная работа датчика крутящего момента или его полный выход из строя. Самая частая причина – проникновение влаги. Датчик окисляется, корродирует и в итоге отказывается работать. Проявляется в непредсказуемом поведении руля и даже его самопроизвольном повороте.
  3. Отказ электронного блока управления. Как правило, если ЭБУ выходит из строя, работа электроусилителя останавливается.

Важно! Вышедший из строя электрический усилитель руля не влияет на работоспособность рейки в целом. Отказ ЭУРа скажется только на увеличении усилия, которое необходимо будет приложить к рулевому колесу для осуществления поворота.

  1. Выход из строя электродвигателя. Довольно редкая неисправность. Часто бывает вызвана попаданием внутрь корпуса электродвигателя влаги или абразивных частиц, что вызывает ускоренный износ подшипников. Также от перегрева может сгореть обмотка статора или ротора.
  2. Выработка в самой рейке. Критический износ направляющих или рулевого механизма приводит к появлению люфтов или подклиниваний. Причиной этого чаще всего выступает поврежденный пыльник.

На электро рулевой рейке почти всегда поломка проявляется резко и внезапно. Поэтому не будет лишним периодически проверять ее состояние.

Профессиональный ремонт электрической рулевой рейки в сети автосервисов

Важно! Наш автосервис профессионально занимается ремонтом всех известных модификаций реек с электрическим усилителем руля. Мы располагаем специализированным диагностическим оборудованием, работающим с самыми последними версиями рулевых реек с электроусилителями.

Перечень основных ремонтных работ, которые выполняются в наших автосервисах:

  • детальная диагностика состояния ЭУРа;
  • восстановление и замена датчика крутящего момента и датчика угла поворота рулевого колеса;
  • ремонт и замена электродвигателя ЭУРа;
  • ремонт и регулировка рулевого механизма;
  • замена уплотнителей и направляющих;
  • восстановление работоспособности электронного блока управления;
  • полная или частичная замена рулевой рейки с ЭУРом.

Также мы работаем с нестандартными и редкими поломками. Благодаря большому опыту и профессионализму, который наработан за годы успешной практики, в нашем автосервисе ремонтируются даже сложные неисправности, от ремонта которых отказываются в других автосервисах.

 Ремонт электро рулевой рейки: наши преимущества

Есть несколько причин, почему наши клиенты не ищут других мест обслуживания своих автомобилей:

  1. Работа только на профессиональном оборудовании с использованием качественных материалов и запасных частей. Эл. рулевая рейка – узел относительно простой, но в то же время требовательный. В наших автосервисах не применяются дешевые запчасти и расходные материалы. Практика показала, что гораздо эффективнее и экономически целесообразнее осуществлять ремонт с использованием качественных запчастей от производителей, проверенных временем.
  2. Справедливое ценообразование. Перед началом работ мы создаем предварительную калькуляцию, в которой детально расписаны все операции и применяемые в ремонте материалы. Если впоследствии выясняется, что не все было учтено в первичной калькуляции – дополнительный объем работ в обязательном порядке согласовывается с заказчиком.
  3. Реально работающая гарантия. Гарантийный возврат — для нас редкость. Но если по какой-либо причине после ремонта возникли осложнения – мы вне очереди поставим ваш автомобиль на постгарантийное обслуживание.

Те автовладельцы, кто однажды ремонтировался у нас, как правило, становятся нашими постоянными клиентами. Стабильно высокое качество обслуживания и четкое исполнение условий и сроков работ по достоинству оцениваются клиентами нашей сети автосервисов.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости