С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Торможение двигателем это


Как выполнить торможение двигателем. Техника выполнения, преимущества и недостатки

При правильном выполнении торможения двигателем, управление машиной становится более безопасным, жизнь тормозов продлевается, а расход топлива — уменьшается.

Торможение двигателем

Торможение двигателем начинается в момент, когда во время движения автомобиля воздействие водителем на педаль акселератора прекращается (отпускается педаль «газа»), а передача остается включенной.

Поступление топлива к двигателю при этом прекращается либо становится минимальным, в результате двигатель через трансмиссию становится потребителем крутящего момента от вращающихся колес автомобиля.

Несмотря на смазывающий эффект моторного масла, подвижные узлы и детали двигателя из-за силы трения перемещаются и вращаются с определенным сопротивлением. Именно это сопротивление замедляет вращение коленчатого вала, подтормаживая ведущие колеса машины.

Благодаря равномерному распределению тормозящего усилия между ведущими колесами, напрочь исключается их блокировка, в результате контакт колес с дорожным покрытием остается стабильным, автомобиль не теряет устойчивости и не уходит в занос.

Техника выполнения

Для автомобилей, оборудованных механической коробкой переключения передач торможение двигателем выполняется следующим образом:

— отпустите педаль акселератора;

— выжмите сцепление и выключите текущую передачу;

— отпустив сцепление, на нейтральной передаче нажмите на педаль акселератора, чтобы поднять обороты двигателя и уравнять скорость вращения коленчатого вала двигателя со скоростью вращения ведущих колес;

— выжмите сцепление и включите пониженную передачу;

— отпустите педали сцепления и акселератора.

Для машин с коробкой автоматом:

— включите режим «Овердрайв», переведя рычаг переключения передач в положение «OD»;

— после снижения скорости движения автомобиля до 90 км/ч переключитесь на вторую передачу, переведя рычаг коробки в положение «2»;

— после того, как скорость упадет до 50 км/ч переведите рычаг в положение «L», тем самым включив первую передачу.

При понижении передач на автомобилях с обоими типами коробок все манипуляции совершайте плавно и мягко.

В противном случае возникшее большое тормозное усилие приведет не только к дискомфортному «клеванию носом», но и может отрицательно сказаться на техническом состоянии как двигателя и трансмиссии, так и автомобиля в целом.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Торможение двигателем позволяет избежать чрезмерной нагрузки на тормозную систему, повышает устойчивость и маневренность автомобиля в случае плохого сцепления его колес с дорожным покрытием, предупреждает возникновение заносов на скользкой дороге, дает возможность остановить машину с внезапно вышедшими из строя тормозами.

Имеются у такого способа замедления движения и недостатки. Двигатель и трансмиссия во время выполнения этого маневра испытывают повышенные нагрузки, что не очень полезно для них. Неправильное выполнение торможения двигателем способно ввергнуть автомобиль в глубокий занос.

И еще один минус: из-за отсутствия реакции стоп-сигналов вашей машины, водитель движущегося сзади автомобиля может не успеть среагировать на ваше замедление движения и нанесет вам удар сзади.

Торможение двигателем незаменимо на длительных спусках, при движении по скользкой дороге и в случае возникшей неисправности тормозной системы. Не стоит тормозить двигателем при каждом удобном случае – выполняйте этот прием лишь тогда, когда он оправдан соображениями безопасности.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Это может быть вам полезным

Торможение двигателем: как остановить машину в экстренных случаях

Зачастую торможение с помощью резкого нажатия на педаль тормоза становится не только малоэффективным, но и довольно-таки опасным. Это особенно актуально при появлении на дороге гололеда. При торможении в подобных условиях тормозные колодки блокируют колеса, и машина продолжает скользить. В данной ситуации очень  просто потерять управление автомобилем, поэтому лучшим решением для снижения скорости будет торможение двигателем.

Что же собой представляет данный процесс, и какие узлы автомобиля задействуются? Обычно при спокойной езде двигатель держит приблизительно одинаковое число оборотов. В начале поездки обороты быстро увеличиваются, а по мере возрастания скорости двигателю становится все сложнее их набирать. Ему приходится противодействовать различным силам, которые стремятся повысить обороты, при этом можно говорить, что наступает торможение двигателем.

Схема работы коробки передач в данной ситуации достаточна проста. Она позволяет регулировать работу двигателя и, соответственно, саму скорость движения. Поскольку на высоких передачах двигатель на колеса передает больше силы, увеличивая, таким образом, их скорость, то ее повышение практически не ощущается. На низких передачах все происходит для двигателя намного проще, и возрастание скорости особо заметно для человека, находящегося в автомобиле. Поэтому торможение двигателем на низких оборотах - достаточно эффективный способ снижения скорости транспортного средства.

Однако следует быть очень аккуратным при выполнении данного действия, поскольку существует опасность выхода из строя некоторых агрегатов авто, начиная от подвески и заканчивая двигателем.

Тормозить двигателем очень просто, однако чтобы овладеть данной техникой, необходимо потренироваться.

Во-первых, при движении необходимо включить третью передачу, чтобы двигатель начал быстрее сбрасывать обороты. Для этого следует нажатием педали газа резко увеличить скорость и затем ее также быстро отпустить. Затем переключение передачи производят двумя способами: резким и плавным. Вторым способом может воспользоваться только опытный водитель, поскольку для выполнения переключения потребуется задействовать практически все конечности. Для этого ноги должны располагаться одновременно на педали сцепления и газа, выполняя посменное включение сцепления и перегазовку.

При удачном маневре на переднюю часть машины из-за инерции будет приходиться больший вес. Благодаря этому автомобиль становится более устойчивым и менее подверженным заносам. Таким образом, осуществляя торможение двигателем, удается увеличить безопасность пассажиров и водителя, в отличие от случая привычного торможения колодками.

Данную технику следует с осторожностью применять малоопытным водителям, так как возрастает риск поломки. Только выполняя уверенное торможение (реверс) асинхронного двигателя на ровных и сухих дорогах, можно приступать к тренировкам, например, на спусках.

Если пропали тормоза, необходимо уменьшить скорость автомобиля, используя двигатель. Для этого достаточно бывает просто убрать ногу с газа, не выключая передачу. Таким образом, используется торможение двигателем. Если авто находится на высокой скорости, ее необходимо снизить, переключая по нисходящей передачи - от высокой к низкой. Однако не стоит переключаться с четвертой скорости сразу же на первую. В результате подобных действий становится высокой вероятность ухода машины в занос. Понижать скорость следует постепенно, а доведя ее до минимума, нужно дотормаживать стояночным тормозом.

Научившись выполнять торможение двигателем, можно сделать движение более безопасным -  как в гололед, так и на крутых горных спусках.

Торможение двигателем: полезная информация для автомобилистов

 Есть одна прописная истина, которой просто обязаны руководствоваться все водители: каждое действие должно определяться той ситуацией, которая сложилась на дороге в конкретный момент. Вот и торможение двигателем, вокруг которого разгораются нешуточные споры и массовые дискуссии, следует осуществлять лишь в конкретных дорожных ситуациях.

Водитель, когда слышит словосочетание «торможение двигателем», сразу думает о том, что в этом случае тормозить приходится сперва бампером, затем капотом, потом радиатором и лишь после этого двигателем. Понятно, что это всего лишь шутка и к тому же не очень удачная, потому как все вышеописанное является очередностью, которая соблюдается при контактном торможении. А до этого ситуацию лучше, естественно, не доводить.

Любители высоких скоростей должны быть уверены в безотказности и безопасности своего автомобиля. Но зачастую поломки и неисправности возникают неожиданно, прямо в пути. И самая опасная из них – отказ тормозной системы. Машина без тормозов – это и есть та самая «обезьяна с гранатой», особенно, если отказ тормозной системы произошёл в густонаселённом пункте с интенсивными транспортными потоками. 

Торможение двигателем может понадобиться в те моменты, когда пропадают тормоза, и все, чтобы водитель не предпринимал, не дает желаемого результата. А когда у автомобиля пропадают тормоза, то он автоматически из любимого транспортного средства переходит в разряд источников повышенной опасности и может не посмотреть на то, что вы его хозяин, и взбрыкнуть так, что вам запомнится это, как минимум, навсегда.

Спокойно! Без паники!

Если по непонятным причинам машина перестала слушаться, не нужно пытаться разобраться, в чём дело, в чём причина. Главное в такой ситуации – спокойствие и только спокойствие. Необходимо собраться, и без паники вспомнить термин, который курсантам пытались «вдолбить» ещё в автошколе: торможение двигателем. Это возможность управлять автомобилем с отсутствующими тормозами. И такое торможение порой становится настоящим спасением для всех участников дорожного движения. Неуправляемая машина с помощью такого торможения не окажется причиной столкновения двух и более автомобилей, и риск угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в машине, и на пешеходном переходе, будет сведён к минимуму.

Всё под рукой

Когда тормоза отказывают на безлюдной дороге, нужно отпустить педаль газа и, выжав сцепление, переключить коробку передач в нейтральный режим. После этого, включив аварийную сигнализацию, останавливать транспортное средство, постепенно и плавно подруливая к обочине. Включение правого поворотного сигнала при этом не отменяется. После полной остановки можно начинать разбираться в причинах отказа тормозов.  А вот если нет ни секунды лишней, сразу следует отпустить педаль газа. Следующее действие: выжимается сцепление, и скорость переключается последовательно с большей на меньшую: с верхней скоростной ступени на нижнюю, дойдя в итоге до 1-ой. На первой передаче остановить автомобиль можно максимально эффективно.

При переводе рычага коробки скоростей в нейтральное положение, можно произвести кратковременное нажатие на педаль газа. Это, так называемая перегазовка, позволяющая избежать рывков и ударов в момент переключения скоростей на понижение.

Как тормозить двигателем с АКПП Нужно включить овердрайв, таким образом, произойдёт переключение на 3-ю передачу. При снижении скорости до 90 км/час переключение производится в положение «2». Снизив скорость до 50 км/час, переключатель следует перевести в положение «L», и машина делает полную остановку. Не нужно забывать, что рычаг следует переводить на ходу только в режимы «D» - «2» - «L», а переключение автомата в положения «P» «R» на ходу способно привести к серьёзным поломкам. Очень часто приходится менять всю АКПП.

Как это работает

Как только нога водителя снимается с педали газа, сразу прекращается подача топлива в цилиндры. Но пока колёса вращаются, двигатель всё-таки получает энергию вращающего момента, но её объёма для продолжения движения в прежнем скоростном режиме недостаточно. Поэтому вращение колёс замедляется. При постепенном переводе скоростных режимов по нисходящей, автомобиль будет замедлять движение до полной остановки. Для критической ситуации такое торможение – единственное спасительное средство. Но, волнуясь, или растерявшись, водители могут начать переключение скоростей скачкообразно, например, с 5-ой на 2-ю, или даже на 1-ю. Это чревато заносом, разворотом транспортного средства, или даже выбросом транспортного средства на встречную полосу движения. 

Важные, но не крутящие моменты

Естественное, пусть даже экстремальное торможение, и торможение двигателем, как шутят в Одессе, «это две большие разницы». Разумеется, тормозить двигателем менее эффективно, но это единственный выход в чрезвычайной ситуации. Такой метод торможения – слабый помощник на продолжительных спусках – машина будет продолжать набирать скорость. В таком случае нужно «помогать» машине «ручником».

Методика торможения двигателем используется и при исправных тормозах, например, на скользком или мокром покрытии. В этом случае от заноса транспортного средства может удержать комплексное торможение: сначала двигателем, а затем и системой, для этого предназначенной. Не следует забывать, что даже с исправной тормозной системой автомобиль считается источником повышенной опасности. Без тормозов машина превращается в источник чрезвычайной опасности, причём, во время такого замедления хода автомобиля не загораются стоп-сигналы сзади. К тому же, увеличивается нагрузка на двигатель автомобиля, интенсивнее расходуется масло. Но если торможение двигателем спасёт человеческую жизнь, а может быть, не одну, то эти жертвы транспортного средства покажутся мелочами. И, наконец, никогда не следует забывать о стояночном тормозе – это тоже прекрасный помощник для замедления хода автомобиля. И если он исправен, можно рассчитывать, что всё будет хорошо. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости