С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Зачем нужна тормозная жидкость


Зачем менять тормозную жидкость

Тормозная жидкость – компонент тормозной системы, который служит средой для передачи тормозного усилия к рабочим тормозным механизмам. Дополнительная задача тормозной жидкости – смазка гидравлических компонентов и их защита от коррозии.

Тормозная жидкость – компонент тормозной системы, который служит средой для передачи тормозного усилия к рабочим тормозным механизмам. Дополнительная задача тормозной жидкости – смазка гидравлических компонентов и их защита от коррозии.

К тормозным жидкостям предъявляются высокие требования: они должны иметь постоянную вязкость и температуру кипения, соответствующую стандартам безопасности. Тем не менее, свойства тормозной жидкости неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации.

Тормозные жидкости очень гигроскопичны, или, другими словами, они впитывают влагу. Гигроскопичность тормозной жидкости оправдана, так как она обеспечивает отсутствие капель воды в тормозной системе. Вода может стать причиной коррозии и заморозки при низких температурах, а это, в свою очередь, приводит к отказу тормозов. Однако чем больше воды растворяется в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, и больше вязкость при низких температурах. Например, 3% воды приведут к снижению температуры кипения тормозной жидкости с 230°C до 165°C.

При выделении избыточного тепла в процессе торможения тормозная жидкость может нагреваться свыше допустимой нормы. Влага, накопленная в ней, закипает и возникают паровые пробки. Пар, в отличие от тормозной жидкости, легко сжимается, что может привести к «проваливанию» педали тормоза и, как следствие, к неэффективному торможению или полному отказу тормозов.

Превышение нормы содержания воды также снижает способность жидкости предотвращать коррозию металлов, что может привести к дорогостоящему ремонту тормозной системы.

Тормозная жидкость – это изнашиваемый компонент. Ее уровень и характеристики необходимо обязательно проверять не реже одного раза в год, и, в случае необходимости, производить замену. Несвоевременная замена тормозной жидкости может привести к проблемам при торможении.

Периодичность замены тормозной жидкости указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля или мотоцикла и обычно составляет от 1 до 3 лет, в зависимости от ее типа. Однако объективно оценить свойства тормозной жидкости поможет измерение температуры кипения и процентное содержание воды. Сделать это можно только при помощи специального тестера.

Работа с тестером тормозной жидкости

Прибор устанавливается на расширительный бачок гидравлической тормозной системы и подключается к аккумуляторной батарее автомобиля. Измеренная температура кипения сравнивается с минимальными допустимыми значениями для стандартов DOT3, DOT4, DOT5.1, на основании чего выносится заключение о необходимости замены жидкости.

Замена тормозной жидкости должна происходить:

  • если тормозная жидкость увлажнилась более чем на 3%;
  • при ремонте тормозных механизмов;
  • если техника длительное время не эксплуатировалась.

В случае приобретения б/у автомобиля также рекомендуется сразу же заменить тормозную жидкость. Это позволит вам быть на 100% уверенным в том, что тормозная система не подведет.

Наиболее частые заблуждения

  • Свойства тормозной жидкости не меняются в процессе эксплуатации, так как она работает в замкнутом пространстве.

На самом деле, воздух проникает в компенсационный бачек, и тормозная жидкость впитывает влагу. Присадки теряют свои свойства с течением времени. Все это влияет на изменение состава жидкости в ходе эксплуатации.

  • По цвету тормозной жидкости можно определить ее состояние.

На самом деле, тормозная жидкость должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Однако невозможно точно определить качество тормозной жидкости, полагаясь лишь на визуальные характеристики. Необходимо проверить ее с помощью тестера.

  • Тормозную жидкость можно не менять полностью, а просто доливать по мере необходимости.

На самом деле, необходимо регулярно производить полную замену тормозной жидкости из-за ее гигроскопичности. Изношенная тормозная жидкость после смешивания с новой не приобретет характеристик, отвечающих стандартам безопасности. Это также может впоследствии привести к внутренней коррозии компонентов, более медленной реакции тормозной системы на нажатие педали и образованию паровых пробок.

Долив тормозной жидкости при падении уровня не требуется, если в системе нет утечек. Падение уровня жидкости в большинстве случаев связано с износом фрикционных материалов тормозной системы.

  • Можно не обращать внимания на однократный отказ тормозной системы, если потом она снова начинает корректно работать.

На самом деле, отказ тормозной системы может произойти в результате образования паровой пробки при чрезмерном нагревании тормозной жидкости с высоким содержанием влаги. Как только кипящая тормозная жидкость снова охлаждается, пар конденсируется обратно в жидкость и тормозные характеристики восстанавливаются. Это называют «невидимой» поломкой тормозов – сначала они не работают, а потом снова начинают работать. Это является причиной многих необъяснимых аварий, в которых инспекция проверяет тормоза, а не тормозную жидкость, и кажется, что все работает правильно.

Замена тормозной жидкости – задача квалифицированных технических специалистов

Замена тормозной жидкости – это вопрос, по поводу которого специалисты должны консультировать своих клиентов. Соль, грязь, влага и зимние морозы – все это оказывает негативное влияние на элементы тормозной системы. Лето тоже вносит свою долю экстремальных условий в виде жары и повышенных нагрузок на тормозную систему вследствие увеличенных скоростей движения. Только правильно функционирующая система может справиться с такими условиями. Чтобы убедиться в том, что тормозная система абсолютно надежна, необходимо проверить все провода, электрические и гидравлические компоненты, а также тормозную жидкость – и, при необходимости, заменить их. Любая дополнительная тормозная система, такая как ABS и ESP, оптимально работает только в том случае, если колесные тормоза полностью исправны.

Тестирование и замена компонентов, непосредственно влияющих на безопасность водителя и пассажиров, должны производиться профессионалами. Это исключает неправильную диагностику в случае, если обнаружена утечка тормозной жидкости, которая уже сама по себе является результатом серьезного повреждения тормозной системы (протечка, бракованные уплотнители и др.). Некорректная работа системы требует правильной оценки эксперта, который может установить причину неполадки и устранить ее.

На многих автомобилях с установленной электрогидравлической тормозной системой, такой как ABS, ASR, ESP, сервисная операция по удалению воздуха производится только с помощью сканера и специального программного обеспечения. Это уменьшает риски некорректной последовательности действий при прокачке тормозной системы.

Полная диагностика, включающая в себя проверку тормозной жидкости, является обязательной на любой профессиональной СТО, что гарантирует клиенту безопасность на дороге и уверенность в качестве предоставляемых услуг.

Всё о замене тормозной жидкости в машине

Тормозная система – важнейший компонент автомобиля с точки зрения безопасности дорожного движения. При любой её неисправности эксплуатация транспортного средства, согласно нормам ПДД, запрещена. ТС состоит из множества компонентов, и, хотя тормозная жидкость не относится к механизмам, осуществляющим непосредственно подтормаживание колёс автомобиля, именно она отвечает за приведение их в действие.

Сам принцип работы тормозов известен всем: при нажатии водителя на педаль в трубопроводах ТС происходит возрастание давления рабочей жидкости, которая надавливает на поршни тормозных цилиндров, заставляя колодки состыковываться с дисками или барабанами с разной силой (в зависимости от усилий нажатия на педаль). При увеличении силы трения между колодками и дисками и происходит подтормаживание последних. Отпускание педали приводит давление ТЖ в норму, заставляя колодки вернуться в исходное состояние.

Скидки на новые автомобили! Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%

Поскольку при торможении в месте контакта диска и колодки из-за трения происходит значительное повышение температуры, и сами поверхности, и ТЖ должны быть изготовлены из материалов, обладающих повышенной стойкостью к высоким температурам.

Вода, как известно, закипает при ста градусах, поэтому она заведомо не пригодна на эту роль.

Чтобы существенно повысить температуру кипения, в воду добавляют комплект присадок, позволяющих выдерживать температуры порядка 260-280 градусов.

Почему нужно менять ТЖ

Хотя тормозная жидкость в принципе не является расходным материалом в классическом понимании этого термина, необходимость в её замене всё же возникает. Дело в том, что сама по себе ТЖ обладает повышенной гигроскопичностью, то есть способностью впитывать воду, находящуюся в составе атмосферного воздуха. И хотя контур тормозной системы обладает герметичностью, она не абсолютна. Так или иначе вода попадает в жидкость, разбавляя её и тем самым снижая верхний температурный порог кипения. При этом происходит снижение эффективности торможения. Чем старее автомобиль, тем, как правило, хуже он справляется с предохранением ТЖ от попадания влаги. Так, в подержанных авто всего за год интенсивной эксплуатации температура кипения жидкости может понизиться на 40-50°С.

Снижения этого показателя на 80-100°С достаточно, чтобы при интенсивном торможении ТЖ начинала закипать, образуя пузырьки. Именно они, сливаясь в достаточно объёмные кластеры, увеличивают сжимаемость жидкости. Если вы начали замечать, что для обеспечения эффективного торможения вам приходится нажимать на педаль с всё большим усилием – одной из причин этого явления и является ухудшение характеристик тормозной жидкости в результате попадания в неё воды и воздуха.

В конце концов, если не предпринимать никаких превентивных мер, вы просто не сможете затормозить, что создаст предпосылки для ДТП. Так что при ухудшении эффективности торможения следует незамедлительно искать причину.

Вполне возможно, что она заключается в банальной утечке ТЖ, поэтому важно регулярно проверять её уровень, а при необходимости доливать. Как это делать и из чего состоит тормозная жидкость, мы расскажем позже, поскольку здесь имеется ряд нюансов, связанных с различным составом присадок в жидкостях от разных производителей. Доливая состав другой марки, мы рискуем получить несовместимость на уровне добавок, часть из которых не будет действовать, а часть вообще выпадет в осадок, который также ухудшит эффективность торможения, чего допускать нельзя.

Так что важно запомнить, какой состав залит в ваш автомобиль, чтобы использовать его же в случае критично низкого уровня тормозной жидкости. Если приобрести такой же продукт не представляется возможным, или если вы не знаете, что было залито ранее, необходимо слить старую и залить новую ТЖ.

Помните и о том, что периодически замене подлежит жидкость, даже если её уровень соответствует норме.

Сроки замены тормозной жидкости

Поскольку состав присадок разливается у разных производителей (и в пределах одной торговой марки тоже), можно говорить о том, что и называть сроки, через сколько требуется производить замену тормозной жидкости, не совсем правильно – всё зависит от конкретного наименования продукта.

Впрочем, существует объективный параметр, позволяющий судить о том, что свойства тормозной жидкости далеки от идеальных. Это – её влажность. Считается, что увеличение этого показателя до 3.5% уже является причиной выполнения данной процедуры, поскольку при такой концентрации температура кипения жидкости падает до 150°С. А это очень мало для эффективной работы тормозов.

Понятно, что визуально оценить уровень влаги в ТЖ невозможно. Для этого существует специальный прибор, продающийся практически в любом автомагазине. Стоит он относительно немного (порядка 300-600 рублей), позволяя с высокой точностью контролировать уровень воды в тормозной жидкости.

В легковых автомобилях объем заливаемой в тормозную систему ТЖ колеблется в пределах 0.5-1.0 литра. 3.5% – это порядка 18-25 мл воды. Казалось бы, совсем немного, но вполне достаточно для существенной потери эффективности торможения, что чревато самыми неприятными последствиями. Так что если замеры показали, что концентрация влаги высока, следует незамедлительно принять соответствующие меры.

Как выбрать тормозную жидкость

Независимо от состава присадок, рабочие характеристики жидкости определяют всего четыре важных параметра:

Рассмотрим, каким образом каждая из указанных характеристик влияет на то, какую конкретно тормозную жидкость лучше заливать в автомобиль.

Температура кипения

Согласно законам физики, при интенсивном трении механизмов тормозной системы энергия торможения преобразуется в тепловую. Сильнее всего нагреваются узлы, непосредственно контактирующие между собой – диски (барабаны) и колодки. Немного меньшее греется суппорт, и уже он передает тепло в тормозную жидкость. Как мы уже говорили, важно не допустить её закипания – в противном случае возрастает риск провала тормозной педали, что практически всегда чревато неприятностями. Поэтому этот параметр считается самым важным для ТЖ.

Смазывающие характеристики

Хотя движущихся частей в тормозном механизме немного, если смазывающие свойства жидкости будут недостаточными, манжеты цилиндров будут изнашиваться намного быстрее. Страдать будут и автомобили, оснащённые системой АБС. В последнем случае при приобретении ТЖ лучше отдавать предпочтение жидкости категории DOT5, в составе которой имеется силикон, улучшающий смазывающие характеристики и продлевающая ресурс всех узлов тормозной системы.

DOT5.1 (о видах тормозной жидкости мы поговорим чуть позже) – спецификация, созданная специально для авто с антиблокировочной системой, которая хорошо совместима и со всеми уплотнительными элементами тормозного контура.

Вязкость

Как и любая другая техническая жидкость, ТЖ подвержена действию отрицательных температур. Поэтому так важен показатель вязкости, непосредственно коррелирующий с возможностью беспрепятственного тока жидкости при пониженной температуре. Опять же, особенно критична эта характеристика для авто, оснащённых ABS, поскольку в этой системе имеется гидроблок, запитанный на тормозную жидкость. В кроссоверах последних поколений антиблокировочная система функционирует в связке с системой распределения тягового усилия и блоком стабилизации, для которых вязкость также считается значимым параметром.

Коррозионная активность

Система торможения включает множество железных деталей, подверженных коррозии. В наибольшей степени от неё страдают поршни тормозных цилиндров, которые при окислении могут закисать, снижая эффективность торможения. Добавление соответствующих присадок призвано уменьшить данный эффект, но полностью избавиться от него пока невозможно. Дело в том, что для увеличения температуры кипения используется вещество под названием полигликогель. Оно настолько гигроскопично, что при контакте с атмосферным воздухом практически моментально начинает впитывать влагу. Так что при заливке тормозной жидкости в систему в неё наверняка попадёт некоторое количество воды (некритичное для тормозного механизма, и всё же).

Виды тормозной жидкости

Исторически сложилось так, что в сфере безопасности автомобилей законодателями мод в сфере стандартов, характеризующих эксплуатационный свойства ТЖ, являются США. Именно поэтому большинство национальных стандартов базируется на американской спецификации SAE J-1703 с учётом предписаний федерального стандарта по автомобильной безопасности FMVSS 116.

Принятая в США классификация ТЖ базируется на протоколе DOT. Минимально допустимый класс – DOT 3, определяющий характеристики тормозных жидкостей применительно к тормозным системам с невысоким уровнем нагрузки, оснащённым дисковыми/барабанными механизмами. В качестве основы в жидкости категории DOT 3 используется полиэтиленгликоль и полиэфир, обеспечивающие температуру кипения (ТК) на уровне не более 150°С.

ТЖ «Нева» старых образцов, выпускаемая с советских времён, является примером жидкости третьего класса (сегодня такие продукты встретить на прилавках автомагазинов малореально).

DOT 4 в качестве основы также содержит гликолевые жидкости и предназначена для автомобилей, оснащённых вентилируемой тормозной системой дискового/барабанного типа. Увеличение эксплуатационных характеристик, включая ТК (до 200 градусов), достигается за счёт введения ряда дополнительных присадок. В настоящее время именно эти жидкости являются самыми распространёнными. Стандарт FMVSS 116, на основе которого и разработана спецификация, допускает нагрев «сухой» жидкости до кипения при температуре не менее 230°С, для «влажной» – при 155°С и выше, при этом кинематическая вязкость при внешней температуре минус 40°С составляет не более 1800 единиц.

DOT 5 – категория жидкостей, содержащих в качестве основы силикон, повышающий температуру кипения до 250-260°С. В настоящее время она наиболее востребована для спортивных авто, уровень нагрузки на тормозной механизм у которых значительно выше, чем у обычных транспортных средств.

DOT 5.1 – ТЗ, которая разработана специально для машин с антиблокировочным механизмом. В отличие от стандарта ДОТ 5, она производится из полиэтиленгликоля, однако несовместима со своими младшими аналогами (ДОТ-3/4).

Как самостоятельно поменять тормозную жидкость

Эта процедура не настолько сложна, чтобы выполнять её на СТО. Единственной её особенностью является требование наличия помощника, роль которого сводится к нажатию в нужный момент на педаль тормозного механизма.

Из материалов и инструментов для этого нам понадобятся:

  • резиновый шланг;
  • ключ на 8/10;
  • тара для слива старой ТЖ, лучше прозрачная/полупрозрачная;
  • ветошь;
  • новая жидкость, подбираемая согласно рекомендациям автопроизводителя (там же обычно указывается, сколько нужно тормозной жидкости для полной замены).

Перед тем, как приступать к работе, следует открыть регулятор тормозных сил в автомобиле, оборудованном таким устройством (ТС последнего поколения, оснащённые системой EBD, регулятора давления в задних тормозах не имеют). Для этого вставляют между планкой толкателя и штоком плоскую отвёртку. После окончания замены не забудьте её вытащить, восстановив работоспособность «колдуна».

Алгоритм замены ТЖ:

  • откручиваем колпачок бачка, делаем это максимально осторожно, чтобы ТЖ не капнула на вашу одежду, кладём колпачок на слой ветоши;
  • демонтируем резиновый колпак, расположенный на клапане правого заднего колеса для стравливания воздуха из ТМ. Надеваем на штуцер клапана шланг (желательно прозрачный) подходящего диаметра;
  • другой конец шланга выводим в приготовленную тару для слива тормозной жидкости;
  • помощник должен находиться в салоне за водительским креслом и нажать по вашей команде педаль до упора, не отпуская её до ваших указаний;
  • отвинтите клапан примерно на пол-оборота, открыв его. Старая жидкость начнёт стекать в ёмкость;
  • как только ТЖ перестанет капать, закрутите клапан обратно. Уровень в бачке должен быть при этом минимальным;
  • начните заливать новую ТЖ. Сколько тормозной жидкости нужно использовать для замены для вашей модели, прочитайте в руководстве пользователя;
  • попросите помощника отпустить педаль тормоза, а затем нажать на неё несколько раз подряд и опять удерживать в нажатом состоянии;
  • повторите процедуру открытия клапана, дождитесь, пока новая ТЖ начнёт стекать через шланг, тут же закройте клапан;
  • надеваем защитный колпачок;
  • повторяем аналогичные действия с остальными колёсами, начиная с левого переднего.

Если всё проделать согласно инструкции, прокачка тормозов может и не потребоваться. Доливаем жидкость до риски MAX, закручиваем пробку.

Тем не менее рекомендуется проверить тормозную систему на наличие воздуха в контуре. Как правило, он попадает в систему именно в результате проведения работ, связанных с обслуживанием тормозов.

Если проехаться на машине с завоздушенным контуром, при нажатии на педаль будет наблюдаться эффект её проваливания: она станет нажиматься туго только в самом конце хода. Из-за этого же при резком торможении будет наблюдаться занос машины, поскольку контуры будут срабатывать неодинаково.

Определить, какое из колёс блокируется из-за наличия воздуха, можно по тормозному пути. Для этого нужно разогнать автомобиль до 45-60 км/час по сухой грунтовой дороге т начать торможение. След от протектора будет указывать, в каком колесе следует производить прокачку.

Для этого опять же нужен помощник, который будет производить манипуляции с педалью тормоза, пока вы занимаетесь собственно подготовкой тормозного механизма.

Процедура предельно проста. От вас потребуется предварительно убедиться в герметичности контура (отсутствии протечек ТЖ). При необходимости залить тормозную жидкость до пометки MAX. Опять снимаем защитный колпачок одеваем на штуцер резиновый шланг, как это мы делали при замене жидкости. Второй конец опускаем в приготовленную ёмкость.

Просим помощника последовательно нажать на педаль 5-6 раз, чтобы создать в контуре избыточное давление. Оно заставит пузырьки воздуха, скопившиеся в верхних точках магистрали, оторваться от стенок и выйти наружу.

При однократном нажатии на педаль она упрётся. В этот момент и нужно отворачивать штуцер на ¾ или ½ оборота. Педаль должна немножко провалиться, и в этот момент закручиваем штуцер обратно. Операцию повторяем несколько раз, добиваясь отсутствия пузырьков воздуха в вытекающей ТЖ. Желательно, чтобы шланг был прозрачным – в этом случае вы сможете наблюдать процесс воочию, что предотвратит лишнюю утечку.

Тормозная система автомобиля

Важно понимать, что использованную жидкость, или даже новую, но находившуюся некоторое время в открытом состоянии, использовать нельзя, поскольку из-за высокой гигроскопичности она наверняка накопила немало воды и воздуха.

Отметим важные нюансы, касающиеся процедуры замены ТЖ:

  • регулятор давления в принципе устанавливается на все автомобили, задний тормоз которых оснащён дисковым механизмом, однако если вы загнали машину на подъёмник при неисправном регуляторе (а он имеет ограниченный ресурс), то прокачку осуществить не удастся;
  • некоторые модели (например, Toyota Land Cruiser) оснащены регулятором давления, в котором также имеется штуцер для прокачки, то есть здесь эту процедуру необходимо проводить не четыре, а пять раз;
  • схема прокачки тормозов должна соблюдаться неукоснительно. Бытующее мнение, что сначала необходимо прокачивать заднее правое, то есть дальнее от водителя колесо, неверно в принципе. Нарушение правильной последовательности приведёт к тому, что на педаль придётся нажимать с большим усилием, а само торможение будет менее эффективным. В этом случае замена ТЖ не только не приведёт к улучшению, но может даже продемонстрировать противоположный эффект.

Отметим, что схема для авто с левосторонним и правосторонним расположением руля неодинакова. На машинах, выпускаемых отечественным автопромом (с левым расположением руля) последовательность прокачки следующая: ЛЗ, ПП, ПЗ, ЛЗ, ПП, ЛП.

При правом расположении руля схема немного меняется: ПЗ, ЛП, РЗ, ЛЗ, ПП, ЛП.

Сливать из системы тормозную жидкость с прокачкой тормозов требуется в следующих случаях:

  • при самостоятельной замене ТЖ;
  • если педаль тормоза стала слишком «мягкой»;
  • если производился ремонт/обслуживание деталей тормозного механизма;
  • если при даже лёгком притормаживании или даже без него автомобиль водит в разные стороны.

То есть замена в гаражных условиях без использования оборудования, производящего закачку новой жидкости под давлением, скорее всего, потребует прокачки тормозов.

Зачем и когда менять ТЖ (тормозную жидкость)?

Практически все системы современных автомобилей функционируют с использованием рабочей жидкости, которая выполняет в них различные задачи. В механизме торможения используется тормозная жидкость, о которой и пойдет речь. Поскольку исправность тормозной системы напрямую связана с безопасностью движения, к качеству используемой ТЖ предъявляются достаточно высокие требования. Кроме того, она должна регулярно меняться, и опытным автолюбителям об этом хорошо известно, в противном случае тормоза могут выйти из строя в самый неподходящий момент. О том, как часто менять тормозную жидкость и как правильно ее подбирать, мы расскажем в этом материале.

Для чего надо менять тормозную жидкость в автомобиле?

Некоторые, особенно неопытные, автолюбители не задумываются об этом вообще. Ну да, заправляться, через 10 000 – 15 000 км поменять моторное масло – и все…, а разве еще что-то? Подход в корне неправильный. Тормозной жидкости приходится работать в тяжелейших условиях, и со временем этот состав теряет свои качества. При городском цикле движения температура ТЖ может достигать 150°C. Если же машина едет с прицепом или по пересеченной местности, состав может нагреться и до 180°C.

Учитывая это, современные разработчики подбирают компоненты жидкости так, чтобы она могла нагреваться до очень высокой температуры, не теряя своих качеств. Это возможно за счет высокой гигроскопичности состава (способности к впитыванию влаги). Повышая ее, можно добиться заметного увеличения температуры закипания, но уже через год она снизится на несколько десятков градусов, а еще через пару лет этот показатель будет просто неприемлем для нормальной работы двигателя.

Если не обращать на это внимания – состав при торможении начнет закипать, что приведет к образованию в нем воздушных пузырьков. Переполненная воздухом ТЖ будет в большом количестве подниматься в расширительный бачок, но оставшейся при этом будет недостаточно для того, чтобы обеспечить нормальное давление. Таким образом, под давлением ноги водителя педаль без сопротивления уйдет  «в пол», а скорость движения практически не снизится. Каковы могут быть последствия, объяснять незачем.

Что происходит при закипании тормозной жидкости?

Когда нужно менять жидкость в тормозном механизме?

Периодичность замены рабочего состава зависит от ее класса, условий, в которых используется авто, а также типа системы. В спортивных машинах и автомобилях премиум-класса «тормозуха» меняется не реже, чем через каждые 20 000 км. В обычных ТС состав нужно менять после каждых 40 000 км – при условии, что в ходе эксплуатации он не нагревается выше 150°C.  Впрочем, у современных ТЖ разных классов различная температура закипания. Это обусловлено типом основы, использующейся при их изготовлении. К примеру, DOT 3 начинает кипеть при 205°C, и его срок годности не превышает 3 лет. Для DOT 5 эти показатели составляют 260°C и 5 лет соответственно.

Иногда тормозная жидкость заменяется во внеплановом порядке, о том, что это необходимо сделать, сигнализирует изменение ее цвета. Большинство составов имеет желтоватый или коричневатый оттенок, за исключением DOT 5 – он имеет силиконовую основу и темно-красный цвет. Если ТЖ мутнеет или в ней образуется осадок, ее следует срочно убирать из системы и заливать новую, сколько бы времени ни прошло с момента плановой замены. Дальнейшее использование такой жидкости может привести к тому, что манжеты деформируются и придут в негодность зеркала поршней цилиндров.

Проверить состояние «тормозухи» можно не только путем осмотра, но и с помощью специальных тестеров с зондами. Их опускают в жидкость на разогретом автомобиле, выдерживают в течение 1 минуты, а затем смотрят результат:

  • Температура, показываемая тестером, составляет 175°C или несколько выше – ТЖ пригодна к использованию.
  • Уровень температуры в пределах 165-175°C – составом можно пользоваться, если он менялся не более, чем за год до проверки.
  • При показаниях ниже 165°C срочно нужно менять тормозную жидкость. На большинстве машин эта процедура совсем несложна, и даже неопытный автолюбитель сможет справиться с ней самостоятельно.

Как самостоятельно заменить тормозную жидкость?

Чтобы разобраться, сколько «тормозухи» понадобится для замены, посмотрите в мануал или посетите сайт изготовителя – там эта информация есть. Обычно материала нужно довольно немного – для легковых авто не больше 1,5 л при том, что в механизме должно быть 0,55 л (в ходе процедуры около литра будет израсходовано на прокачку). На всякий случай лучше запастись парой литров – особенно это актуально для хозяев российских и украинских моделей. Выполнив эту операцию своими руками один раз, автолюбитель уже запомнит, в каком количестве ему приобретать «тормозуху» для следующей замены.

Если нужно сэкономить в первую очередь время, а не деньги, лучше записаться в автосервис – специалисты при наличии нужного оборудования заменят ТЖ и прокачают систему минут за 20. Самостоятельная замена займет около двух часов.

Вы решились заменить «тормозуху» самостоятельно? Разберемся, как правильно это сделать.

Загоните машину на эстакаду или смотровую яму (подъемником автолюбители располагают редко). Для работы понадобятся следующие материалы:

  • Мягкий прозрачный шланг, сечение которого должно соответствовать диаметру штуцера на цилиндре колеса.
  • Накидной или рожковый гаечный ключ.
  • Сосуд, в который будет сливаться старая жидкость.

Менять состав и прокачивать систему удобнее всего вдвоем. В этом случае один человек спускается в яму (находится под эстакадой), а второй садится за руль.

Меняя ТЖ, нужно действовать в таком порядке:

  • Шланг, через который будет сливаться отработанный состав, соединить со сливным колесным штуцером.
  • Выкрутить штуцер на половину оборота.
  • Дать команду человеку, находящемуся за рулем, несколько раз нажать педаль тормоза (промежуток между нажатиями должен составлять примерно 2 сек), предварительно подставив под шланг заготовленный сосуд.
  • При нажатиях педали по трубке в емкость будет вытекать старая ТЖ. Когда она вытечет полностью – штуцер следует закрутить.
  • Заполнить бачок новой «тормозухой».
  • Повторить операцию.

Манипуляция повторяется до тех пор, пока жидкость, текущая в емкость, не будет чистой. При этом помните, что ее уровень в бачке не должен опускаться ниже отметки минимума, иначе система «нахватается» воздуха.

В таком же порядке операция выполняется на всех колесах. Более подробно о том, как прокачать тормоза, рассказано в другой статье.

Нюансы прокачки

Многие автомобилисты, приступая к самостоятельной замене, задаются вопросом – какую тормозную жидкость заливать и допустимо ли смешивание различных составов. Проще всего, чтобы не путаться в типе жидкости и не вспоминать, какая заливалась раньше, один раз заглянуть в инструкцию по эксплуатации, выбрать ТЖ, слить полностью старую с прокачкой системы, а после замены прикрепить этикетку от бутыли на видное место под капотом.

Возможность смешивания составов зависит от того, на какой основе они изготовлены. Запомнить типы жидкостей, которые при необходимости можно смешивать, несложно. Все современные ТЖ маркируются аббревиатурой DOT:

  • DOT 3. Для изготовления основы этого вещества используются полиэтиленгликоль и полиэфир. Состав подойдет для тормозной системы тихоходных машин, в которой он не будет нагреваться более, чем до 150°C. При необходимости может быть смешан с DOT 4, имеющим аналогичную основу.
  • DOT 4. Эта ТЖ имеет основу, аналогичную вышеописанной, но с добавлением дополнительных присадок, за счет которых температура кипения повышается до 200-230°C. Можно смешивать с вышеописанным составом.
  • DOT 5. Основой этого состава является силикон. Такая жидкость используется в основном в механизмах торможения спорткаров. Смешивание с другими составами не допускается.
  • DOT 5.1/ABS. Заливается в тормозные системы автомобилей, оснащенных антиблокировочной системой. Смешивать этот состав с жидкостями других марок, как и предыдущий, нельзя.

Итак, допустимо смешивание только гликолевых жидкостей – «тройки» и «четверки», поскольку их составы практически одинаковы, и отличаются только наличием дополнительных веществ (присадок).

Заканчивая статью, напомним, что своевременная замена тормозной жидкости, как и периодическая диагностика механизма торможения чрезвычайно важны. От этого зависит состояние тормозной системы, а значит, безопасность автомобиля и людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Заблуждения о тормозной жидкости

Жидкость не сжимается. Этот закон нам известен со средней школы, и именно на нем основана работа тормозной системы современного автомобиля. А что будет, если у закона появятся исключения? Вы скажете, такого не бывает. Иногда владелец авто создает их своими руками, нарушая периодичность замены тормозной жидкости. Рассмотрим типичные неисправности, которые могут возникать из-за несвоевременной ее замены и несоблюдения правил выполнения этой операции.

Зачем менять тормозную жидкость? Она работает в замкнутом пространстве, и ее свойства измениться не могут.

Тормозная жидкость работает в пространстве, которое замкнутым можно назвать достаточно условно. В системе есть компенсационные отверстия, которые впускают в него воздух при нажатии на педаль, и выпускают при обратном ее ходе. В результате тормозная жидкость, в состав которой входят, кроме прочих веществ, различные спирты, впитывает влагу из окружающего воздуха (тормозная жидкость гигроскопична). Кроме этого, в ней самой происходят необратимые химические реакции, а присадки, входящие в состав тормозной жидкости, со временем теряют свои свойства. Поэтому ее состав со временем изменяется, и довольно значительно.

Современные тормозные жидкости можно смешивать в любых пропорциях.

Действительно, тормозные жидкости можно смешивать, но не все и не со всеми! Смешиваются только те из них, которые соответствуют одним стандартам. Но следует учесть, что жидкости от разных производителей, как правило, имеют разную рецептуру присадок, а иногда и сделаны на разной основе. Кроме этого, вы не всегда можете быть уверены в марке жидкости, залитой в тормозную систему. Поэтому все же лучше не допускать смешивания тормозных жидкостей, так как в случае их несовместимости тормоза могут выйти из строя.

В современных автомобилях могут использоваться любые тормозные жидкости, соответствующие стандартам DOT-4.

Это неверное представление. Ряд производителей автомобилей допускает применение в тормозных системах только специально разработанных жидкостей. Некоторые из них созданы на минеральной основе, поэтому смешивать их с гликолевыми жидкостями категорически запрещено. Недопустимо и применение гликолевых жидкостей в тормозных системах автомобилей, рассчитанных на «минералку». Ведущие производители тормозных жидкостей обычно прямо предупреждают об этом потребителей.

Поэтому следует обязательно выполнять требования завода-изготовителя автомобиля, и внимательно читать описание той или иной жидкости, которую вы хотите приобрести. В нем, как правило, приводятся ограничения по применению продукта, если таковые существуют.

Даже если тормозная жидкость и впитывает воду, она ведь тоже не сжимаема. Поэтому никакого вреда не будет.

В данной ситуации проблема не в том, что вода может сжаться. Так как температура кипения воды всего 100С, чем больше ее в тормозной жидкости – тем ниже температура кипения. Если учесть, что при торможении тормозные механизмы сильно нагреваются, такой коктейль может закипеть, в жидкости образуются паровые пробки и тормоза становятся слабыми. Говоря по-другому, педаль уходит в пол!. Если учесть, что это явление происходит именно тогда, когда нужно сильно и часто тормозить, опасность очевидна. Именно поэтому следует строго придерживаться рекомендаций по периодичности замены тормозной жидкости.

Жидкость темнеет из-за того, что в ней есть моющие присадки, поэтому изменение цвета не является признаком необходимости замены.

К сожалению, это утверждение справедливо только для моторных масел. В тормозных жидкостях изменение цвета является признаком из загрязнения продуктами износа и микрочастицами пыли. Если жидкость не менять очень долго, в ней происходят и другие необратимые изменения, она становится вязкой и больше напоминает разбавленный битум. Частицы грязи могут привести к заклиниванию тормозных цилиндров и отказу тормозов. Нередки также случаи появления различных лакообразных отложений на внутренних поверхностях деталей тормозной системы. Поэтому потемневшую жидкость нужно менять, не дожидаясь истечения установленного срока.

Если вовремя менять тормозную жидкость, воздух в системе появиться не может.

Жидкость нужно менять не только своевременно, но и правильно. Есть такая операция – прокачка тормозной системы. В процессе прокачки тормозов происходит замена старой тормозной жидкости новой, без попадания воздуха. Чтобы прокачать тормоза, понадобится небольшой запас жидкости, поэтому ее нужно покупать примерно в полтора раза больше, чем емкость системы. Признаком попадания воздуха в систему является ощущение мягкой педали (тормоза берут со второго-третьего раза). И прокачивать систему нужно до тех пор, пока педаль станет жесткой и будет останавливаться в одной и той же точке ее хода. При выполнении этой операции необходимо придерживаться рекомендаций завода-изготовителя автомобиля, обратив особое внимание на очередность прокачки тормозных цилиндров, так как от нее зависит полнота удаления воздуха из тормозной системы.

Вид тормозной жидкости на скорость автомобиля не влияет, поэтому можно заливать любую современную жидкость.

Тормозная жидкость на скорость, конечно, не влияет, но скоростные качества автомобиля могут потребовать другой жидкости. При движении на больших скоростях или с частыми торможениями требуется тормозная жидкость с высокой температурой кипения. Поэтому ряд автомобилей требуют специальных жидкостей. Например, фирмы Ford и Rover Group для заводской заливки тормозной системы рекомендуют жидкости с температурой кипения 260°С. Примером такого продукта является Texaco Universal Brake Fluid DOT 4, в описании которой специально указано значение температуры кипения и соответствие ее требованиям названных выше производителей. А в описании жидкости Texaco Brake Fluid HD, соответствующей требованиям стандартов ISO 4925, FMVSS 116 — DOT 3, 4 и 5.1, SAE J 1703, просто сказано, что она обладает высокой температурой кипения, как в сухом, так и в «обводненном» состоянии.

Подведем итог

Необходимо использовать только те тормозные жидкости, которые рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля. Приобретая тормозную жидкость, внимательно следите за точным соблюдением спецификации к вашему автомобилю, осторожно относитесь к рекомендациям посторонних лиц. Соблюдайте рекомендованные сроки замены жидкостей. Приобретая подержанный автомобиль, лучше сразу заменить тормозную жидкость. Вы будете точно знать, что именно залили и когда. Это позволит избежать гаданий, нужно или не нужно ее заменить, и избежать проблем с тормозной системой. Заменив жидкость, не забудьте прокачать тормозную систему в соответствии с регламентом.

Александр Ландарь

Вверх ▲  —  Отзывы читателей (3)  —  Написать отзыв ▼  —  Версия для печати

Можно ли лить тормазуху в дизель?

sonya10 марта 2017, 22:40:43

Dima3274 сентября 2018, 17:16:49

стремно ездить с пустым бачком, лучше вызвать эвакуатор...


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости